Определение уровня владения языком

Уровень владения языком

 

Какой у вас  «пояс» по иностранному языку ?

«Владею в совершенстве», «свободно читаю и говорю», «могу объяснить, что делать и сказать куда идти», «читаю и перевожу со словарем», «все понимаю, но сказать не могу», «говорю, но не понимаю», и так далее, и тому подобное…

Наверное вы знакомы с такими или подобными им оценками при определении уровня владения языком  :-)   Своеобразные рамки, в  которые всегда пытаются втиснуть изучающего язык, чтобы понять, а что же он, собственно из себя представляет? :-)   Дело, в общем-то, нужное, в первую очередь, для самих обучающихся. Ведь как иначе он сможет определить свой уровень владения иностранным языком,  кроме как пользуясь некоторыми базовыми настройками.

Тут подвох в другом. Очень часто происходит банальная подмена понятий, когда уровни владения иностранным языком становятся чуть ли не священными ступенями на пути в лучшую жизнь. Непосредственно иностранный язык отодвигается на второй план, а на арену выходит карабканье по «уровневой лестнице», подобно тому, как в восточных единоборствах получают разнообразные цветные пояса, характеризующие степень овладения боевым искусством :-)

В этом случае изучение иностранного языка превращается в гонку за новым уровнем владения.

Опять же, это прикольно, если знание о своем уровне владения иностранным языком мотивирует на изучение самого языка, но при этом он становится самоцелью, то это неизбежно ведет к потере интереса к языку и снижению общей мотивации. Поэтому, как говорится, цените уровень в себе, но не себя в уровне :-)

Для тех же, кто изучает иностранный язык самостоятельно, очень будет полезно определение уровня владения языком для самопроверки, самооценки, коррекции и повышения мотивации.

Вопрос – а какие вообще уровни существуют официально, помимо тех, что приведены в начале поста ? :-)

А вот тут все очень интересно!

Когда-то, в стародавние времена прошлого XX века в каждой стране была своя система определения уровня владения языком. В странах существовали собственные стандарты, принимались системы оценки, разрабатывались программы сдачи квалификационных экзаменов. В общем, все было серо, скучно, уныло и непонятно  :-)   По этой самой причине с конца 80-х годов прошлого века  Совет Европы начал проводить политику объединения всех систем определения уровня владения языком.

Уровень владения иностранным языкомДело шло не так быстро, лишь в 1996 году такое объединение было закончено, а с начала 2000-х годов  вышел в свет долгожданный документ, носивший гордое название «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment) или просто CEFR.

И с тех пор по этому самому CEFR производится определение уровня владения языком во всех европейских странах, а все необходимые экзамены также гармонично вписаны в данную концепцию.

Давайте вместе посмотрим, что в этом документе интересного J Его легко можно найти в интернете, но мы подойдем к нему с точки зрения того страждущего, кто изучает иностранный язык самостоятельно.

Концепция даёт нам три основных уровня владения иностранным языком, каждый из которых разделен на два подуровня, то есть всего их шесть!  При этом CEFR дает пояснения, что должен знать человек, чтобы претендовать на  в тот или иной уровень.

 

Уровень владения иностранным языком  A

(Элементарное владение)

Уровень владения иностранным языком
A1. Уровень выживания.

  • Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач.
  • Могу представиться/ представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе.
  • Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.

В общем,  цель уровня – просто выжить в незнакомой языковой среде. Самый коронный вопрос данного уровня: «Извините, вы не подскажете, как пройти в библиотеку?» :-)

A2. Предпороговый уровень.

  • Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.).
  • Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы.
  • В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Это уже получше, здесь вы стоите на пороге нового восприятия и с духом готовитесь к самостоятельному взаимодействию с языком.

 

Уровень владения иностранным языком  В

(Самостоятельное владение)
Уровень владения иностранным языком

B1. Пороговый уровень

  • Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т. д.
  • Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка.
  • Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосно­вать свое мнение и планы на будущее.

Хороший уровень владения иностранным языком! Один из самых популярных,  до которого доходят те, кто изучает иностранный язык. Дальше — уже немного сложнее, но, в месте с тем, интереснее! Ведь не зря же здесь присутствует умение описывать надежды и стремления :-)


B2. Пороговый продвинутый уровень.

  • Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты.
  • Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон.
  • Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

Заявка на свободное владение иностранным языком! Некоторые аудио-курсы рекламируют себя как раз тем, что с их помощью вроде как учащийся может самостоятельно дойти до уровня В2. Возможно :-)

 

Уровень владения иностранным языком  С

(Свободное владение)
Уровень владения иностранным языком
C1. Уровень профессионального владения.

  • Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение.
  • Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений.
  • Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности.
  • Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов.

Вот к чему нужно стремиться всем! Реально, после В2 как будто двери открываются и уже человек переходит на такой уровень владения иностранным языком, при котором он не осознает своей компетенции. Здесь уже освоение происходит чисто на практике.


C2. Уровень владения в совершенстве.

  • Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников.
  • Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.

Добавить нечего!  Практически носитель языка :-)

А теперь дайте применим все эти, так сказать, классификации к нашему самостоятельному изучению языка. Ведь нам нужно определить свой собственный уровень владения языком.

Для этого CEFR дает нам полезную фишку, показывая тот объем знаний, который соответствует своему уровню владения иностранным языком в области понимания, говорения и письма.

Вы можете взять и проверить себя по этим критериям и убедиться в том, что уже сейчас находитесь на уровне С2 и сам черт вам не враг :-)

Вот она, эта заветная табличка:

 Уровень А

Уровень владения иностранным языком

А1. А2
  • Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении.
  • Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или каталогах.
  • Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать.
  • Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем.
  • Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю.
  • Я умею писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице.
  • Я понимаю отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для меня тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живу, о работе).
  • Я понимаю, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.
  • Я понимаю очень короткие простые тексты.
  • Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.
  • Я умею общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых мне тем и видов деятельности.
  • Я могу поддерживать предельно краткий разговор на бытовые темы, и все же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу.
  • Я могу, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, настоящей или прежней работе.
  • Я умею писать простые короткие записки и сообщения.
  • Я могу написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благодарность за что-либо)

 

Уровень В

Уровень владения иностранным языком

B1 B2
  • Я понимаю основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д.
  • Я понимаю, о чем идет речь в большинстве радио- и телепрограмм о текущих событиях, а также передач, связанных с моими личными или профессиональными интересами. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной.
  • Я понимаю тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения.
  • Я понимаю описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера.
  • Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка.
  • Я могу без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую мне/ интересующую меня тему (например, «семья», «хобби», «работа», «путешествие», «текущие события»).
  • Я умею строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах и желаниях.
  • Я могу кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения. Я могу рассказать историю или изложить сюжет книги или фильма и выразить к этому свое отношение.
  • Я умею писать простые связные тексты на знакомые или интересующие меня темы.
  • Я умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих личных переживаниях и впечатлениях.
  • Я понимаю развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них даже сложную аргументацию, если тематика этих выступлений мне достаточно знакома.
  • Я понимаю почти все новости и репортажи о текущих событиях.
  • Я понимаю содержание большинства фильмов, если их герои говорят на литературном языке.
  • Я понимаю статьи и сообщения по современной проблематике, авторы которых занимают особую позицию или высказывают особую точку зрения.
  • Я понимаю современную художественную прозу.
  • Я умею без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка.
  • Я умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
  • Я могу понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу интересующих меня вопросов.
  • Я могу объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против».
  • Я умею писать понятные подробные сообщения по широкому кругу интересующих меня вопросов.
  • Я умею писать эссе или доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против».
  • Я умею писать письма, выделяя те события и впечатления, которые являются для меня особо важными.
 

 

Уровень С

Уровень владения иностранным языком

C1 C2
  • Я понимаю развернутые сообщения, даже если они имеют нечеткую логическую структуру и недостаточно выраженные смысловые связи.
  • Я почти свободно понимаю все телевизионные программы и фильмы.
  • Я понимаю большие сложные нехудожественные и художественные тексты, их стилистические особенности.
  • Я понимаю также специальные статьи и технические инструкции большого объема, даже если они не касаются сферы моей деятельности.
  • Я умею спонтанно и бегло, не испытывая трудностей в подборе слов, выражать свои мысли.
  • Моя речь отличается разнообразием языковых средств и точностью их употребления в ситуациях профессионального и повседневного общения.
  • Я умею точно формулировать свои мысли и выражать свое мнение, а также активно поддерживать любую беседу.
  • Я умею понятно и обстоятельно излагать сложные темы, объединять в единое целое составные части, развивать отдельные положения и делать соответствующие выводы.
  • Я умею четко и логично выражать свои мысли в письменной форме и подробно .освещать свои взгляды.
  • Я умею подробно излагать в письмах, сочинениях, докладах сложные проблемы, выделяя то, что мне представляется наиболее важным.
  • Я умею использовать языковой стиль, соответствующий предполагаемому адресату.
  • Я свободно понимаю любую разговорную речь при непосредственно или опосредованном общении.
  • Я свободно понимаю речь носителя языка, говорящего в быстром темпе, если у меня есть возможность привыкнуть к индивидуальным особенностям его произношения.
  • Я свободно понимаю все типы текстов, включая тексты абстрактного характера, сложные в композиционном или языковом отношении: инструкции, специальные статьи и художественные произведения.
  • Я могу свободно участвовать в любом разговоре или дискуссии, владею разнообразными идиоматическими и разговорными выражениями.
  • Я бегло высказываюсь и умею выражать любые оттенки значения. Если у меня возникают трудности в использовании языковых средств, я умею быстро и незаметно для окружающих перефразировать свое высказывание.
  • Я умею бегло свободно и аргументированно высказываться, используя соответствующие языковые средства в зависимости от ситуации.
  • Я умею логически построить свое сообщение таким образом, чтобы привлечь внимание слушателей и помочь им отметить и запомнить наиболее важные положения.
  • Я умею логично и последовательно выражать свои мысли в письменной форме, используя при этом необходимые языковые средства.
  • Я умею писать сложные письма, отчеты, доклады или статьи, которые имеют четкую логическую структуру, помогающую адресату отметить и запомнить наиболее важные моменты.
  • Я умею писать резюме и рецензии как на работы профессионального характера, так и на художественные произведения.

 

Проверьте себя, друзья! Могут получиться очень интересные результаты! А потом отпишитесь в комментах, у кого какой уровень владения иностранным языком!

 

И напоследок, одна маленькая деталь для изучающих английский язык. Возможно, она сможет упорядочить  все непонятные моменты с определением уровня владения языком. Англичане, как истинные консерваторы, не стали отменять свою собственную систему оценки уровня владения иностранным языком и в настоящее время во всех учебных материалах действует их традиционная модель. Ну, вы, наверное, ее знаете – это любимые наши ступеньки от Elementary до Advanced.

Однако европейцы учли и это и просто внесли соответствия между английской и общеевропейской системами определения уровня владения языком.

Она выглядит вот так:

уровень владения иностранным языком

Думаю, сейчас у вас достаточно информации и инструментов, чтобы без труда  определить свой уровень владения языком и уже от этой печки «плясать» дальше, повышая, увеличивая, достигая :-)

Посему желаю всем нам успехов в изучении иностранных языков!

 


На Главную Иностранный язык самостоятельно

Проголосуйте за пост!


Поделитесь с друзьями!


Оставьте комментарий:



Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

 


Подпишитесь на обновления блога и получайте полезные материалы для изучения языков прямо на вашу электронную почту!

Ваше имя
Ваш email:


читателей: 11 310